Инклюзивное образование

  1. Общая характеристика контингента обучающихся

Общее количество детей с ОВЗ в школе составляет 74 человек. Из них с ЗПР – 59 человек, УО – 4 человека, РАС – 11 человек. Детей-инвалидов - 27 человек. Все дети обучаются по адаптированным программам ФГОС НОО, ФГОС ООО, а также по рекомендованным ПМПК специальным образовательным программам развития.

  1. Специальные условия образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

  

Методические рекомендации по проведению инклюзивных смен

Локальные акты, регламентирующие работу с детьми с ОВЗ

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ СОШ № 2603.02.2022 15:53 Директор МОБУ СОШ № 26 Майданчук Светлана Борисовна Сертификат № 7537720058ADE4A74ESFDB70883E917F

Положение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в МОБУ СОШ № 2603.02.2022 15:54 Директор МОБУ СОШ № 26 Майданчук Светлана Борисовна Сертификат № 7537720058ADE4A74ESFDB70883E917F

Положение о психолого-педагогическом консилиуме МОБУ СОШ № 2603.02.2022 16:04 Директор МОБУ СОШ № 26 Майданчук Светлана Борисовна Сертификат № 7537720058ADE4A74ESFDB70883E917F

   

Специальные образовательные программы

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ЗПР МОБУ СОШ № 26

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР МОБУ СОШ № 26

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования  

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) МОБУ СОШ № 26

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II) МОБУ СОШ № 26

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МОБУ СОШ № 26 на 2017 - 2022 годы

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2) МОБУ СОШ № 26 на 2017 - 2022 годы

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.3) МОБУ СОШ № 26 на 2018 - 2024 годы

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4) МОБУ СОШ № 26 на 2018 - 2024 годы

  

Материально-техническое обеспечение

     

Для детей с ОВЗ младшего школьного возраста с 2018 года работает ресурсный класс.

В кабинете оборудованы зоны для групповых занятий на 12 посадочных мест, рабочая зона учителя, зона сенсорной разгрузки.

Кабинет оснащён компьютером, проектором со специальным светоотражающим экраном, мягким половым покрытием в игровой зоне, фитболом, различными дидактическими материалами, ламинатором и цветным принтером.

В учебной работе используются электронные планшеты, шумоподавляющие наушники, балансировочные подушки для детей, которым тяжело сидеть долго за партой, 2 кресла-мешка для снятия мышечного напряжения, 2 бизидома для развития мелкой моторики и логического мышления, игровой домик-палатка.

     

Кадровое обеспечение

Для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в штате педагогов имеются узкие специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор.

В настоящее время все педагогические работники, привлекаемые для реализации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации по проблеме «Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): психолого-педагогическая поддержка в образовании». Учитель-дефектолог Л.С.Аведова имеет высшее педагогические специальное дефектологическое образование (квалификация - бакалавр). Также высшее специальное образование имеют учитель-логопед В.Г.Долганова и педагог-психолог Е.В.Пирогова. Е.С.Зезюлина, учитель 1 «В» специального класса, в настоящее время окончила магистратуру по направлению «Клиническая логопедия». Учителя начальной школы, работающие в специальных классах Н.Ю.Лопатько, Е.В.Пантузенко, А.Н.Старушко прошли переподготовку по специальности «Учитель-дефектолог, олигофренопедагог». Тьютор Э.А.Леонова имеет среднее специальное образование по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и получает высшее образование по специальности «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидов в специальном, инклюзивном образовании».

Организация работы в специальных классах для детей с ОВЗ

Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности

Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Характеристика содержания направлений.

Диагностическая работа включает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении основной образовательной программы начального общего образования; проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся с ОВЗ; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ; системный разносторонний контроль уровня и динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).

Коррекционно-развивающая работа включает: реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития; выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение индивидуальных занятий, необходимых для определения нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер; развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения; формирование навыков, способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с расстройством аутистического спектра консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Информационно-просветительская работа предусматривает: информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра, их родителей (законных представителей), педагогических работников; различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных/подгрупповых занятиях.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества). Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает: многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ОВЗ комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ОВЗ, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития; разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ. Социальное партнерство предусматривает:  сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ОВЗ; сотрудничество со средствами массовой информации; сотрудничество с родительской общественностью.

Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области (направления) через: 1) коррекционные курсы, что позволяет формировать у обучающихся с ОВЗ адекватное учебное поведение и социально-бытовые навыки; преодолевать недостатки аффективной сферы и трудности во взаимодействии с окружающими; развивать средства вербальной и невербальной коммуникации; что способствует  осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающихся; упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления; развитию внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей; развитие избирательных способностей обучающихся. 2) обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности; 3) организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий на основе эмоционального контакта, практического взаимодействия и совместного осмысления происходящих событий; 4) взаимодействие с семьей (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

   Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ проводится:

  • в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
  • в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
  • в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения образования и различные варианты специального сопровождения обучающихся с ОВЗ. Это могут быть формы обучения в специальном классе по адаптированной образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии).

Психолого-педагогическое обеспечение включает:  дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);  психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышение его эффективности, доступности); специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушений здоровья ребенка); здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Для реализации ПКР в МОБУ СОШ № 26 создана служба комплексного психолого -педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. Психолого-педагогическая помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Комплексное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательного учреждения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, социальным педагогом), регламентируются локальными нормативными актами учреждения, а также Уставом школы. Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы, представителей администрации и родителей (законных представителей Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог, учитель дефектолог, учитель-логопед проводят занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа организована индивидуально и в мини-группах.

Основные направления деятельности школьных педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся с задержкой психического развития. Помимо работы со школьниками, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог проводят консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями (законными представителями) по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог осуществляют информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает проведение обучающих семинаров и тренингов.

  

 Информационно-методические материалы для родителей и специалистов:

- Сайт минобразования Ростовской области с нормативно-методической документацией

- Нормативная документация муниципального уровня

- Постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 21.12.2017 № 7 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»

 

Информация о психолого-педагогическом сопровождении:

- Муниципальное бюджетное учреждение «Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков» ЦМППС  

- Ресурсные центры Ростовской области 

Иная информация

Проекты и конкурсы, касающиеся вопросов инклюзивного и специального образования:

- конкурс «Инклюзивные практики будущего: идеи, исследования, инновации»

- международная модульная научно-практическая конференция «Инклюзия для всех 2020: Социальная инклюзия в современном социокультурном пространстве»

 

Представление лучших практик инклюзивного и специального образования имеющихся в муниципальном образовании:

- всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа»

logo

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса…
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo