Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Для осуществления образовательной деятельности в МОБУ СОШ № 26 созданы условия для безопасного и комфортного пребывания обучающихся.
МОБУ СОШ № 26 - 4-х этажное здание, площадью 2965,7 кв.м.
В образовательном учреждении имеется кабинет педагога-психолога, кабинет домоводства, актовый и спортивный залы, музей Боевой Славы 416-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии, библиотека, лицензированный медицинский кабинет, буфет-раздаточная на 60 посадочных мест.
На земельном участке школы площадью 8946 кв. м. находятся собственная автономная котельная, построенная в 2003 году, а также спортивная площадка с элементами полосы препятствий и футбольное поле.
Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Наименование объекта |
Оборудованные учебные кабинеты |
Учебные кабинеты для проведения практических занятий |
||
Количество |
Общая площадь, м2 |
Количество |
Общая площадь, м2 |
|
Кабинеты начальной школы |
8 |
348,8 |
||
Кабинет информатики |
1 |
67,0 |
||
Кабинет химии и биологии |
|
|
1 |
68,4 |
Кабинет физики и географии |
1 |
68,8 |
||
Кабинет истории и обществознания |
2 |
99,8 |
|
|
Кабинет русского языка и литературы |
2 |
100,1 |
||
Кабинет иностранного языка |
2 |
97,9 |
||
Кабинет математики |
3 |
149,4 |
||
Кабинет музыки |
1 |
48,6 |
||
Кабинет домоводства |
1 |
50,2 |
В учебном процессе использует 28 компьютеров, из них 8 – автоматизированные рабочие места в кабинете информатики.
В школе имеется локальная сеть, которая объединяет административную группу и учебные кабинеты. Доступ к сети Интернет осуществляет ПАО «Ростелеком». Скорость подключения составляет 100 Мбит/сек. Доступ к сети Интернет в кабинете информатики осуществляется через контент-фильтр SCAY-DNS.
Школьный библиотечный фонд насчитывает: 15833 книг. Объём учебного фонда составляет 8156 учебников. Медиатека – 58 экземпляров.
С целью оказания государственных и муниципальных услуг в сфере школьного образования в электронном виде в 2016-2017 учебном году в МОБУ СОШ № 26 была внедрена автоматизированная информационная система «Электронная школа» (далее АИС «ЭШ»), аттестовано 1 рабочее место (ООО «Кредо-С»). В школе используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках Федеральной программы «Модернизация школьного питания» в школе с 2008 года реализуется программа «Здоровое питание школьников». Дети из малообеспеченных семей, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, получают двухразовое бесплатное горячее питание.
С целью охраны жизни и здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в школе разработаны следующие документы:
- Паспорт безопасности МОБУ СОШ № 26.
- План взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД, территориальными органами МВД России и территориальными органами Росгвардии по защите объекта (территории) от террористически угроз.
- Общая характеристика контингента обучающихся
Общее количество детей с ОВЗ в школе составляет 74 человек. Из них с ЗПР – 59 человек, УО – 4 человека, РАС – 11 человек. Детей-инвалидов - 27 человек. Все дети обучаются по адаптированным программам ФГОС НОО, ФГОС ООО, а также по рекомендованным ПМПК специальным образовательным программам развития.
- Специальные условия образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Методические рекомендации по проведению инклюзивных смен
Локальные акты, регламентирующие работу с детьми с ОВЗ
Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ СОШ № 2603.02.2022 15:53 Директор МОБУ СОШ № 26 Майданчук Светлана Борисовна Сертификат № 7537720058ADE4A74ESFDB70883E917F
Положение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в МОБУ СОШ № 2603.02.2022 15:54 Директор МОБУ СОШ № 26 Майданчук Светлана Борисовна Сертификат № 7537720058ADE4A74ESFDB70883E917F
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МОБУ СОШ № 2603.02.2022 16:04 Директор МОБУ СОШ № 26 Майданчук Светлана Борисовна Сертификат № 7537720058ADE4A74ESFDB70883E917F
Специальные образовательные программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
Материально-техническое обеспечение
Для детей с ОВЗ младшего школьного возраста с 2018 года работает ресурсный класс.
В кабинете оборудованы зоны для групповых занятий на 12 посадочных мест, рабочая зона учителя, зона сенсорной разгрузки.
Кабинет оснащён компьютером, проектором со специальным светоотражающим экраном, мягким половым покрытием в игровой зоне, фитболом, различными дидактическими материалами, ламинатором и цветным принтером.
В учебной работе используются электронные планшеты, шумоподавляющие наушники, балансировочные подушки для детей, которым тяжело сидеть долго за партой, 2 кресла-мешка для снятия мышечного напряжения, 2 бизидома для развития мелкой моторики и логического мышления, игровой домик-палатка.
Кадровое обеспечение
Для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в штате педагогов имеются узкие специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор.
В настоящее время все педагогические работники, привлекаемые для реализации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации по проблеме «Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): психолого-педагогическая поддержка в образовании». Учитель-дефектолог Л.С.Аведова имеет высшее педагогические специальное дефектологическое образование (квалификация - бакалавр). Также высшее специальное образование имеют учитель-логопед В.Г.Долганова и педагог-психолог Е.В.Пирогова. Е.С.Зезюлина, учитель 1 «В» специального класса, в настоящее время окончила магистратуру по направлению «Клиническая логопедия». Учителя начальной школы, работающие в специальных классах Н.Ю.Лопатько, Е.В.Пантузенко, А.Н.Старушко прошли переподготовку по специальности «Учитель-дефектолог, олигофренопедагог». Тьютор Э.А.Леонова имеет среднее специальное образование по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и получает высшее образование по специальности «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидов в специальном, инклюзивном образовании».
Организация работы в специальных классах для детей с ОВЗ
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Характеристика содержания направлений.
Диагностическая работа включает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении основной образовательной программы начального общего образования; проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся с ОВЗ; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ; системный разносторонний контроль уровня и динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).
Коррекционно-развивающая работа включает: реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития; выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение индивидуальных занятий, необходимых для определения нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер; развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения; формирование навыков, способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с расстройством аутистического спектра консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа предусматривает: информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра, их родителей (законных представителей), педагогических работников; различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных/подгрупповых занятиях.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества). Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает: многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ОВЗ комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ОВЗ, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития; разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ. Социальное партнерство предусматривает: сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ОВЗ; сотрудничество со средствами массовой информации; сотрудничество с родительской общественностью.
Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области (направления) через: 1) коррекционные курсы, что позволяет формировать у обучающихся с ОВЗ адекватное учебное поведение и социально-бытовые навыки; преодолевать недостатки аффективной сферы и трудности во взаимодействии с окружающими; развивать средства вербальной и невербальной коммуникации; что способствует осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающихся; упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления; развитию внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей; развитие избирательных способностей обучающихся. 2) обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности; 3) организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий на основе эмоционального контакта, практического взаимодействия и совместного осмысления происходящих событий; 4) взаимодействие с семьей (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.
Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения образования и различные варианты специального сопровождения обучающихся с ОВЗ. Это могут быть формы обучения в специальном классе по адаптированной образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии).
Психолого-педагогическое обеспечение включает: дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок); психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышение его эффективности, доступности); специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушений здоровья ребенка); здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Для реализации ПКР в МОБУ СОШ № 26 создана служба комплексного психолого -педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. Психолого-педагогическая помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Комплексное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательного учреждения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, социальным педагогом), регламентируются локальными нормативными актами учреждения, а также Уставом школы. Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы, представителей администрации и родителей (законных представителей Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог, учитель дефектолог, учитель-логопед проводят занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа организована индивидуально и в мини-группах.
Основные направления деятельности школьных педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся с задержкой психического развития. Помимо работы со школьниками, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог проводят консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями (законными представителями) по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог осуществляют информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает проведение обучающих семинаров и тренингов.
Информационно-методические материалы для родителей и специалистов:
- Сайт минобразования Ростовской области с нормативно-методической документацией
- Нормативная документация муниципального уровня
Информация о психолого-педагогическом сопровождении:
- Ресурсные центры Ростовской области
Иная информация
Проекты и конкурсы, касающиеся вопросов инклюзивного и специального образования:
- конкурс «Инклюзивные практики будущего: идеи, исследования, инновации»
Представление лучших практик инклюзивного и специального образования имеющихся в муниципальном образовании:
- всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа»
Сопровождение обучающихся с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья
Информация о должностных лицах, ответственных за сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Заместитель директора по УВР Долганова Виктория Геннадьевна (8634)366496
Общая характеристика контингента обучающихся
Общее количество детей с ОВЗ в школе составляет 64 человека. Из них с ЗПР – 59 человек, УО – 5 человек, РАС – 12 человек. Детей-инвалидов - 25 человек. Все дети обучаются по адаптированным программам ФГОС ОВЗ НОО, ФГОС ООО, а также по рекомендованным ПМПК специальным образовательным программам развития.
Специальные условия образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью